20:48 Из той же оперы... | |
Интервью с Сергеем Александровичем Муратовым, одним из основателей КВН.На сегодняшний день игра КВН бесспорно является одной из самых популярных. С каждым годом количество команд, штурмующих всевозможные лиги КВН, увеличивается в геометрической прогрессии. О том с чего все начиналось, я решила узнать у единственного ныне живущего отца-основателя КВН – Сергея Александровича Муратова. ДОСЬЕ Член Академии Российского телевидения, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, сценарист, драматург, телекритик, педагог, исследователь теории телевидения и документального кино. С. А. Муратов – активный участник международных конгрессов по телевидению и документальному кино в США, Великобритании и Германии, один из руководителей международного семинара кинодокументалистов в г. Риге.
В настоящее время живет и работает в Москве.
Сергей Александрович, расскажите, каким был тот КВН, каким Вы его создавали? Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, тулупе и ушанке. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых – такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса много сотенная толпа людей, сопревших в шубах теплым майским вечером, смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. «ВВВ» закончился грандиозным скандалом с увольнениями, оргвыводами и специальным, закрытым, постановлением ЦК КПСС.
Из архивов ЦК КПСС: "Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения… Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа…»
В 1961 году редактор молодежной редакции Лена Гальперина обратилась ко мне с просьбой: «Сергей, на телевидении очень скучно. Нельзя ли сделать что-то вроде того, что вы с ребятами делали четыре года назад?» Я говорю: «Лена, ты забыла, чем кончаются такие передачи?» А она мне: «Не забыла. Но всю ответственность беру на себя».
Тогда я собираю тех же авторов, и в течение месяца мы придумываем совершенно новую, никаких аналогов в мире не имеющую программу. В ночь, перед тем как отдать сценарий, спохватываемся: «А ведь нужно же название!» Тогда самый популярный отечественный телевизор назывался «КВН-49» — по первым буквам фамилий трех его изобретателей — инженеров, создавших эту марку в 1949 году. Ну, мы и решили назвать игру по-телевизионному — КВН, но расшифровать аббревиатуру иначе. То есть с самого начала игра была встроена в телевидение, а телевидение — в КВН.
Мы считали, что КВН — лишь стартовая площадка, «ракета-носитель», которая должна была вывести подобного рода творчество, по меньшей мере, на три орбиты. Одна — театр веселых и находчивых: испытание артистичности, своеобразный поединок, построенный на домашних заданиях. Вторая орбита — конкурс эрудитов, вплоть до интеллектуальной дуэли лишь двух соперников. И, наконец, третья — театр публицистический, где поводом для разговора служит соревнование команд, а действующими лицами станут члены жюри — первоклассные публицисты, писатели. Сегодня на телевидении, не в КВНе, а в нескольких других программах, отчасти реализовано лишь второе направление — соревнование эрудитов.
В течение первых трех лет мы писали все сценарии, и к тому же довольно долго один из нас, Алик Аксельрод, вел в живом эфире КВН вместе со Светланой Жильцовой. Он был великолепный импровизатор, остроумный, талантливый человек. Помню, по ходу одного из соревнований у Аксельрода неожиданно спросили, что общего между его профессией реаниматолога и увлечением КВНом. На что он, не задумываясь, бросил: «Оживление в зале». Вот эта атмосфера импровизационности впоследствии мало-помалу ушла из игры. КВН губила появившаяся в нем постановочность. Все придумывалось заранее, а выдавалось за экспромт.
Сочтя предложение унизительным, если не омерзительным, Аксельрод ушел из КВН. А мы, разумеется, по законам дружбы и понятий того времени, не могли после этого оставаться. Ушли все трое.
Владимир Ворошилов, режиссер и автор знаменитой телеигры «Что? Где? Когда?», вспоминал, как закрывал его предыдущую программу «Аукцион» тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин. Для начала он вызвал режиссера в свой кабинет. «Как вы думаете, для чего вы делаете эту телепрограмму?» — «Как – для чего? Люди начинают думать. Начинают в кадре мыслить. Я ставлю проблему – они начинают ее решать». – «Вот-вот. Вы государственный преступник. Вы же контрреволюционер. Сейчас вы их учите мыслить и думать по поводу какого-нибудь маленького вопросика. Но они выйдут на улицу, жизнь подбросит им другие вопросы, а они по привычке начнут думать!». Я говорю: «А что же делать?». – «Спортом надо заниматься на телевидении». Вы помните, тогда почти все время в эфире был спорт? «Бегать надо, прыгать, вот эти самые таскать – как они называются?.. А не думать». Я уже стал догадываться, к чему дело идет. Он говорит: «Это первая причина. Вторая. Вот вы мне скажите: кто у вас лучше всего думает?». – «Как? Есть дураки, есть умные люди…». – «Да нет! Это не то. Ну кто лучше всего думает у вас? Назовем их знаете как? Чтобы вам не было обидно – „одесситами“. У вас „одесситы“ лучше всех думают. Вы показываете всему народу, что у нас в стране самые умные – это „одесситы“! Вы дважды государственный преступник и дважды контрреволюционер. А самое главное не в этом. Третья причина, почему я закрыл ваш „Аукцион“…». А я этого еще не знал, я совершенно оторопел. «Как – закрыл?!». «Да! – говорит. – А третья причина – о ней у Ленина прочтем, у Владимира Ильича». Раскрыл томик красненький и цитирует. Но перед этим спросил: «У вас популярная передача?». Я схватился как за соломинку: «Да, ее смотрят миллионы! Очень популярная!». Он говорит: «Вот-вот-вот». И читает Ленина: «Там, где миллионы, там большая политика»… Вы думаете, у вас не политическая передача? У вас огромная политическая программа, раз ее смотрят миллионы. Вас надо трижды обозвать государственным преступником! Но не расстраивайтесь. Чтобы вам не было так одиноко, мы сейчас закроем и КВН".
Когда возобновили КВН, пригласили «отцов-создателей» игры: сперва в жюри, потом в качестве почетных гостей. Мне не нравилась тенденция нового КВН, но Аксельрод, человек ответственный, сказал, что если они откажутся там бывать, все вообще пойдет куда-нибудь «не туда». (Так оно впоследствии и вышло). Мы, трое «стариков», пытались придумать что-то забавное, тот же пиджак, но Маслякова наша инициатива раздражала. Потом двое моих друзей ушли из жизни. После их смерти мне позвонили один раз – пригласили на программу гостем, в зале посидеть. Но я отказался. Сидеть и молчать про уход двоих авторов, как будто ничего не произошло, было невозможно. Больше мне не звонили. На 45-летие КВН тоже не позвонили. Все отношения с КВН закончились.
Мы пытались зафиксировать свое авторство, когда ушли из программы. Но в 1964 году в патентном бюро (сейчас Роспатент) нам сказали, что это невозможно: поскольку формат КВН был сформирован окончательно (не по мнению авторов, а, по мнению всех остальных), и по этому лекалу сценарии писали многие.
Видимо, молодежь полагает, что КВН был всегда, как жмурки или салочки.
Организаторы АМиКа зарегистрировали свое название, завели сайт в Интернете, считая, видимо, это название более продвинутым. Но потом узнали, что команда из Краснодара открыла сайт под названием КВН. Ребята из Краснодара несколько лет назад ко мне приезжали за информацией и рассказали, что, спохватившись, АМиК пытался них перекупить название, но они отказались.
| |
Просмотров: 589 | |
Всего комментариев: 0 | |